Бывший начальник дорожно-транспортного управления рассказал DonDay о причинах плохих дорог и о своем увольнении.
Бывший начальник дорожно-транспортного управления города Шахты Степан Синяускас дал эксклюзивное интервью корреспонденту DonDay, в котором рассказал о причинах плохих дорог в Шахтах и о своем увольнении. Будучи профессионалом в своем деле, Степан Валерьевич развеял многие мифы, которые ходят вокруг строительства и ремонта дорог в нашей стране. Однако и радужных надежд бывший чиновник не питает.
- Чтобы дороги в Шахтах по качеству не уступали Ростову-на-Дону, нужно одномоментно не менее четырех миллиардов рублей, - говорит Степан Синяускас. – А это почти годовой бюджет города. На самом деле в год выделяется сумма в разы меньше. Нетрудно подсчитать, что все дороги города можно отремонтировать за 8–10 лет. Только за это время часть из них опять придет в негодность – особенности климата, частые переходы через температурный ноль. Поэтому с нынешним финансированием к следующей весне город может остаться совсем без дорог.
Очень многое, по словам бывшего чиновника, зависит от руководителя администрации и слаженности его команды.
- Когда я занимал должность начальника дорожно-транспортного управления, мы искали новые источники пополнения городского бюджета, постоянно вели переговоры с областью о выделении дополнительных средств, - рассказал Степан Синяускас. - Сейчас происходит малопонятная политика.
Степан Валерьевич называет причиной своего ухода стремление идти дальше.
- Я ушел только потому, что у меня есть желание расти и развиваться. Чтобы ни говорили на форумах, я не готов видеть результаты политики новой власти и отвечать за них, поэтому единственным вариантом развития событий я видел свой уход.
Кстати о форумах и соцсетях. С увольнением Степана Синяускаса с должности начальника управления улично-дорожной сети Департамента городского хозяйства в городе родилось множество слухов. Кто-то говорит, что он вовремя самоустранился, чтобы ни за что не отвечать. Другие считают, что он просто тихо «ушёл». Третьи и вовсе называет вором и главным виновником плохих дорог в городе.
- Чтобы был понятен мой поступок, хочу объяснить, почему в городе плохие дороги, - говорит Степан Валерьевич. – Бороться за их качество, это как сражаться с ветряными мельницами. И в первую очередь хотелось бы развеять миф, который прочно укрепился в сознании наших граждан, что дороги разворовывают. Все рассуждают о коррупции: она мешает нормально строить дороги, так как подрядные организации платят заказчикам, последние выбирают нерадивых подрядчиков, а нерадивые подрядчики все губят, и так далее. Но я ответственно заявляю – существующая система госзакупок закрывает возможности для коррупции. Все объемы работ открыты, контролирующие органы следят за этим. Надзорных организаций очень много - и правоохранительные органы, и счетная палата. Торги на сайте госзакупок проходят в электронном, обезличенном виде, искусственно повлиять на них нельзя.
Кроме того, существует такая служба как ФАС (Федеральная антимонопольная служба, - прим. ред.), которая в случае сомнений в честности конкурса останавливает его процедуру, проводит заседание, куда вызываются заинтересованные стороны, и выносит решение. Какие-либо манипуляции на стадии подготовки конкурсной документации, когда она подбирается под конкретного исполнителя, теоретически возможны, но это легко опротестовать еще до начала торгов. Любые лазейки быстро становятся очевидными и их убирают. Так что это не основная причина плохих дорог.
Первая причина – это плохое проектирование. Проектируют дороги по старинке. Мало кто из наших проектировщиков занимается повышением квалификации, ездит на международные конференции, перенимает мировой опыт. В России пользуются багажом, полученным лет тридцать назад.
Вторая причина. Построить дорогу – это половина дела. Ее надо еще и содержать: мыть барьерные ограждения, возобновлять разметку, подметать и мыть улицы, менять верхний слой дорожного полотна, производить ремонт ям, в зимний период убирать снег. Если своевременно не ремонтировать дорогу и правильно ее не обслуживать, то она быстро разрушается. Здесь все упирается в финансирование.
Третья причина – качество материалов, используемых для строительства дорог. На этой теме я хотел бы остановиться поподробнее. Она, может, не очень понятна непрофессионалам, но, думаю, будет интересна многим неравнодушным шахтинцам. Основные материалы, используемые при изготовлении асфальта – это каменный материал, используемый как основа (щебень) и вяжущий - то есть битумы. Качество и щебня, и битума в России прихрамывает по ряду причин, напрямую с дорожным строительством не связанных. Битумы - это остатки производства в нефтяных компаниях и не основная статья дохода. Поэтому о его качестве никто особенно не думает, какой получился, такой и хорошо, на безрыбье все равно купят. С камнем ситуация иная. У нас есть свои хорошие карьеры. Оттуда материал нужно поднять специальными грузовиками, правильно раздробить, подобрать состав и отправить на завод. Проблема в том, что есть крупные потребители этого камня, которым качество щебня не очень важно.
Например, железные дороги. Они закупают щебень для насыпей в объемах, несопоставимых с тем, какой требуется для дорожников. Заводам невыгодно производить мелкую партию качественного щебня, проще продать большую партию, где никто не будет придираться к качеству.
Четвертая причина - ненормативные нагрузки на дороги. Раньше в городе никто не обращал на это внимание, а проблема серьезная: легковые машины практически не разрушают дорогу в отличие от тяжелых грузовиков, но налог они платят одинаковый. В Шахтах пытались установить весы. Что из этого получилось? Программа не работает. «Газель» с весами, на которую были потрачены немалые бюджетные средства, где-то простаивает.
Пятая причина - недостаточное финансирование. Дорожникам часто говорят: «сколько ни дай, вы все разворуете и ничего нормально не построите». Чтобы содержать дороги в нормальном состоянии, в них надо вкладывать деньги. Но из-за того, что средства в достаточном количестве не выделяют, в итоге приходится экономить на текущем ремонте и обслуживании, что приводит к быстрому разрушению дороги.
- Решать эту проблему надо, - считает Степан Валерьевич. – И если решить финансовый вопрос пока не представляется возможным, то контролировать качество дорог, качество ремонта, качество закупаемых материалов и работу подрядчика просто необходимо.
Сейчас Степан Синяускас работает в строительстве, преподает в шахтинском филиале ДГТУ и готовит социальные проекты, чтобы помочь городу справиться с проблемой плохих дорог.